Четверг, 21 ноября, 2024

Фонд генерала армии В.Ф.Маргелова

Фонд содействия военно-патриотическому воспитанию молодёжи социальной поддержки ветеранов спецподразделений и членов их семей имени Героя Советского Союза Генерала Армии В.Ф.Маргелова

Фонд генерала армии В.Ф.Маргелова
Программа «ПАТРИОТ»

Программа «ПАТРИОТ»

Программа по военно-патриотическому воспитанию, оздоровлению и социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ПАТРИОТ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Проект «ПАТРИОТ» предлагает модель реального объединения ресурсов социальных партнеров на решение общей задачи – военно-патриотическое воспитание, комплексное оздоровление и социальная адаптация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, коррекция девиантного поведения несовершеннолетних, профилактика рецидива правонарушений.
Задачи программы:

— интенсивная социальная адаптация проблемных в поведении и общении детей, формирование условий для позитивной социализации подростков.

— расширение опыта социальной коррекции и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, создание благоприятных условий для их успешной социализации на основе комплексной программы военно-патриотической, социокультурной деятельности и общественно полезной занятости, групповых и индивидуальных форм коррекционно-реабилитационной работы.

— комплексная социальная поддержка и оздоровление детей из семей социального риска.

— пропаганда здорового образа жизни.

-повышение общей и правовой культуры несовершеннолетних.

— организация нравственного, патриотического и трудового воспитания подростков.

— привлечение внимания общественности и органов власти к данной социально уязвимой категории детей и их семей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Военно-патриотическое и нравственное воспитание.

— Активное воспитание в каждом ребенке чувства патриотизма, любви к своей малой родине и Отечеству – России, гордости за своих знаменитых земляков посредством знакомства с историей Великой Отечественной войны, историей Великой Победы советского  народа в Великой Отечественной войне, историей воздушно-десантных войск, морской пехоты ВМФ и войск спецназа и их роли в судьбе России.

— Организация воспитательных мероприятий по темам: «Великие битвы Великой Отечественной», «Славные сыны Отечества», «Поклонимся великим тем годам», «Известные боевые операции войск спецназа на территории России и за рубежом», «Люди – легенды спецназа»(с просмотром видео-фотоматериалов о боевых операциях), «Я равняюсь на спецназ!», «Спецназ ВДВ», «Черные береты» (история морской пехоты ВМФ России  с просмотром видео-фотоматериалов о боевых операциях).

— Посещение музеев, мемориалов, мест сражений Великой Отечественной войны. Изучении истории Российской армии, родов и видов войск. Изучение воинского устава.

— Проведение Дня защитника Отечества (23.02.), Дня Победы (09.05), Дня памяти (22.06.), Дня военно-морского флота (последнее воскресенье июля), Дня военно-воздушных сил (12.08.), Дня ВДВ (02.08.), День частей и соединений специального назначения (СпН) (24.10), День военного разведчика (05.11), День морской пехоты (27.11), День работника органов государственной безопасности РФ (20.12.)

— Выполнение отрядного задания по следопытской работе «История спецназа», Проведение экскурсов в историю, диспутов, выполнение групповых и индивидуальных работ по темам «Что я знаю о Великой Победе? Правда и ложь», «История Великой Отечественной войны без лжи», «Российские вооруженные силы сегодня».

—  Создание книги-летописи «Моя семья в истории Великой войны и Великой Победы» (на основе домашних заготовок,  воспоминаний предков и архивно-поисковых материалов).

— Организация и проведение экскурсий, походов по местам боевой славы, к местам захоронений.

— Организация и проведение «Почты Памяти» (письма ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, ветеранам локальных конфликтов и их вдовам), организация вечеров памяти, встреч с ветеранами и другими интересными земляками.

— Организация и проведение акции «Мой добрый след на карте Родины» (благоустройство братских могил, скверов, помощь ветеранам Великой Отечественной войны,  труженикам тыла, ветеранам локальных конфликтов и их вдовам)

— Организация и проведение уроков этики и эстетики, в том числе по проблемам подготовки к семейной жизни.

— Практикумы по видам деятельности: туризм, выживание в экстремальных условиях, основы военной разведки, чтение топографических карт, ориентирование на местности, оказание неотложной доврачебной помощи.

— Обязательной участие в многодневных полевых выходах (походах) с элементами экстрим-туризма. Каждый выход имеет определенный маршрут (в зависимости от погодных условий) и определенные цели, которые зависят от физической и психологической подготовленности детей. Составными частями выходов (походов) являются: военно-имитационные игры по темам:разведывательный дозор, поиск схрона, освобождение объекта, освобождение заложников, встреча разведывательной группы.

Формирование походных групп проводится в зависимости от возраста и здоровья. Разновозрастной состав детей предусматривает постоянную смену формы донесения теоретического и практического материалов, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Каждый полевой выход имеет свою специфику. Предусматривается проведение выходов как одной группой, так и двумя отдельными. Посредством полевых выходов дети знакомятся с навыками передвижения по различным видам грунта, ландшафтам, с разновидностями разведения костров при различных погодных условиях, с правилами преодоления водных преград, с основами топографии, ориентированием на местности с использованием карты, с приемами определения сторон света по компасу и без него, с правилами установки различных видов палаток, а также укрытий из подручного материала. Получают представление о некоторых наиболее важных приемах самообороны.

Согласно программа дети изучают принципы оказания неотложной доврачебной помощи в экстремальных ситуациях: со способами транспортировки пострадавшего, первой доврачебной помощи при шоке, обмороке, кровотечениях, переломах, болях в животе. Углубляют знания в области ботаники и зоологии, а также о животном и растительном мире своего края.

Разработаны маршруты многодневного перехода, которые предназначены для групп, скомплектованных из ребят, которые положительно отличились в предыдущих выходах и физически более подготовлены.

Пропедевтикой к полевым выходам служат факультативные занятия и инструктажи с представлением общей картины задания, организации дисциплины в коллективе до выхода и во время похода, распределением обязанностей и заданий внутри группы, освоением приемов взаимопомощи, установлением взаимопонимания в системе инструктор – ребенок.

Программой «ПАТРИОТ» предлагается работа следующих секций: стрелковая подготовка (пневматика, пейнтбол), дайвинг, основы армейского рукопашного боя, боевое самбо, парашютная подготовка.

Стрелковая подготовка предлагает два вида активности:

— знакомство с игрой в пейнтбол. Приобретение навыков стрельбы из пейнтбольного оружия, как в тире, так и в играх («Захват и оборона флага», в которой максимально раскрываются возможности и способности каждого участника команды, выявляются лидеры).

— на пневматическом аналоге табельного пистолета Макарова (ПМ) и автомата Калашникова, а также массо-габаритных моделях-копиях оружия, состоящих на вооружении армии России, ребятам предоставляется возможность освоить порядок разборки-сборки оружия, правила обращения с оружием, получить навыки стрельбы из того или иного вида оружия.

В программу «ПАТРИОТ» входят также соревнования по футболу, волейболу и регби. Соревнования предполагают проведение командных и личных зачетов.

Общефизическая подготовка реализуется посредством упражнений, направленных на развитие у детей ловкости, гибкости, подвижности и силовых качеств.

Итоговой проверкой знаний, умений и навыков, полученных ребятами, является проведение эстафет. Сегментированная разбивка заданий по тематике позволяет судьям (инструкторский состав, вожатые и медицинские работники) оценить оперативность, точность и правильность выполнения элементов туристической эстафеты. Дети получают возможность показать знания, умения и навыки, полученные в походах и теоретических блоках на практике.

В качестве поощрения предполагается вручение каждому участнику проекта свидетельства Фонда имени В.Ф. Маргелова о прохождении программы «ПАТРИОТ», дипломов об успехах в усвоении военно-спортивных дисциплинах, почетных грамот и памятных подарков.

  1. Комплексное социально психолого-педагогическое и правовое сопровождение.

Оказание комплексной социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: предоставление социально-психологических, социально-правовых, социально-медицинских и социально-педагогических услуг, с помощью психологов, воспитателей и инструкторов по военно-прикладным видам спорта.

Социально-психологический аспект предполагает конечным итогом положительные личностные изменения детей через развитие самосохранных функций и предусматривает взаимодействие группы психологов с детьми данной категории, организацию индивидуальной диагностики, тестирования, проведение тренингов (групповых и индивидуальных) личностного роста, организацию индивидуальных и групповых консультаций, индивидуальных занятий психологической коррекции, проведение анкетирования с последующей обработкой динамики психологического состояния ребенка, разработку индивидуальных рекомендаций на будущее. Кроме того, предполагается организация информационно-просветительской работы с детьми через лекции-диалоги. Предполагается работа театра «Моя семья»: в процессе моделирования ролевых ситуаций подросток сможет отработать положительные социальные образцы поведения в семье, в обществе, снять внутреннее напряжение, что будет способствовать повышению значения в его жизни традиционных семейных ценностей, восстановлению утраченных семейных связей, воспитанию ответственного и сознательного родительства.

Социально-педагогический аспектпредусматривает обучение и развитие у детей профилактических навыков по социальной адаптации в условиях современного социума, а также развитие социально-трудовых и социально-бытовых навыков в микро- и макро-социумах. Предлагается создание педагогического отряда (из числа студентов), прошедшего специальную подготовку по работе с детьми данной категории, в основу которого положены следующие направления:

— создание эмоционально-нравственной атмосферы межличностных отношений, позволяющих освободиться от сложившегося стереотипного мнения ребенка о себе (постоянное общение детей разных категорий, вечерние «огоньки», отрядные костры, тематические диспуты и т.п.).

— организация межличностных контактов на основе пропаганды духовно-нравственных начал в отношениях между людьми (диспуты, совместное обсуждение прочитанных книг или сложных жизненных ситуаций, ролевые игры, встреча со священнослужителями, помощь престарелым, нуждающимся детям и т.п.)

— активное воспитание в каждом ребенке чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за своих знаменитых земляков посредством исторических экскурсов, экскурсий, походов по местам боевой славы, организации вечеров памяти, литературных посиделок, встречь с интересными людьми и т.п.)

— опора на труд как основной принцип жизнедеятельности личности (самообслуживание, оказание шефской помощи престарелым людям, получение трудовых навыков через временную занятость на производстве, организацию патрулей по уборке и благоустройству скверов, парков, придомовых территорий и т.п.)

— предполагается проведение акции «Милосердие без границ», в ходе которой будут организованы волонтерские группы из числа активистов-участников программы, прошедших «школу волонтера», предполагающих воспитание чувства ответственности не только за себя, но и за более слабых и нуждающихся в помощи. Добровольцы смогут оказывать посильную помощь престарелым и одиноким гражданам, что позволит актуализировать личность подростка, повысить его самооценку.

— создание условий для групповой и индивидуальной творческой деятельности детей и подростков (творческие кружки и секции).

— активное использование игровых форм и методов, обеспечивающих эмоциональную сторону деятельности ребенка (игры, конкурсы, состязания, праздники и т.п.).

Правовой аспектпредусматривает работу по повышению правовой            грамотности подростков посредством пропаганды среди них правовых знаний, организации работы детской общественной приемной, «Телефона Доверия», встреч с юристами, специалистами правоохранительных органов, обсуждения жизненных ситуаций, диспутов, подготовкой и распространением листовок «Эти организации всегда придут тебе на помощь». Основной вид занятий: тренинги, ролевые игры, диспуты, разбор жизненных ситуаций, просмотр фильмов, обсуждение прочитанных книг и статей, проведение «детских судов» над наркоманией, алкоголизмом, проституцией и другими антисоциальными и деструктивными явлениями в обществе. Детский театр психодрамы «Я и Маска», «Моя семья».

  1. Оздоровление.

Предоставление медицинской помощи на основе предварительной диагностики. Ежедневная физическая подготовка. Закаливающие процедуры. Дополнительное витаминизированное питание. Включение подростков в спортивные команды и соревнования. Обучение детей навыкам самопомощи в рамках программы «Выживание»

Выработка стандартов поведения в экстремальных ситуациях позволит активистам-добровольцам из числа участников проекта организовать группу «Юный спасатель», где подростки, оказавшись в экстремальной ситуации, смогут проявить свои лучшие личностные качества и закрепить их в ходе реальной деятельности по оказанию помощи более слабым или охране окружающей среды.

В число профилактических мероприятий включены: привлечение специалистов по профилактике наркомании и СПИДа, привлечение сотрудников правоохранительных органов, МЧС и органов здравоохранения.